Категория условий эксплуатации автомобиля как определить

Эксплуатация оборудования лесопромышленных предприятий

Категория условий эксплуатации

Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава в зависимости от условий эксплуатации осуществляется в соответствии с их классификацией, которая включает пять категорий условий эксплуатации.

Категория условий эксплуатации машин характеризуется типом дорожного покрытия (Д), типом рельефа местности (Р), по которой пролегает дорога, и условиям движения. Корректирование проводится с помощью коэффициента К 1 .

Классификация условий эксплуатации

Категория условий эксплуатации

пригородной зоны, более 50 км от города

В малых городах, до 100 тыс. жителей, и в пригородной зоне

В больших городах, более 100 тыс. жителей

Д1 – усовершенствованные капитальные – цементобетонные, монолитные, железобетонные или армированные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном основании;

Д 2 – усовершенствованные облегчённые – из щебня, гравия и песка обработанных вяжущими; из холодного асфальтобетона;

Д3 – переходные – щебенчатые и гравийные;

Д4 – переходные – из грунтов и местных каменных материалов, обработанных вяжущими, мостовые из булыжника; зимники;

Д5 – низшие – грунт; грунт, укреплённый или улучшенный добавками; лежневое и бревенчатое покрытия;

Д6 – естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твёрдого покрытия.

Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):

Р 1 – равнинный, до 200 м;

Р2 – слабохолмистый, свыше 200 до 300 м;

Р3 – холмистый, свыше 300 до 1000 м;

Р4 – гористый, свыше 1000 до 2000 м;

Транспортные условия эксплуатации;

Влияние условий эксплуатации на изменение технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта

Условия эксплуатации, при которых используется автомобиль, влияют на режимы работы агрегатов и деталей, ускоряя или замедляя изменение параметров их технического состояния.

При эксплуатации автомобилей все множество факторов действующих на него принято подразделять на:

1) дорожные условия;

2) условия движения;

3) природно-климатические и сезонные условия;

4) транспортные условия (или условия перевозок).

Дорожные условия в первую очередь предопределяют режимы работы агрегатов автомобиля (диапазон нагрузок и скоростей; передаваемый крутящий момент, частота вращения коленчатого вала, динамические нагрузки от неровностей дорог, передаточные числа коробки передач). Они характеризуются технической категорией дороги, видом и качеством дорожного покрытия и рельефом местности (расположением дороги по высоте над уровнем моря).

От этих режимов зависит износ и работоспособность отдельных элементов автомобиля. Так, расчеты показывают, что наибольший износ деталей цилиндро-поршневой группы двигателя наблюдается при движении автомобиля на I передаче, а наименьший — на прямой и повышенных передачах. Каждой передаче соответствует и определенная скорость, при которой износ двигателя будет минимальным.

Однако далеко не всегда удается реализовать оптимальный режим движения обеспечивающий минимальный износ деталей. Так, например, при движении автомобилей по неровным дорогам возникают непрерывные колебания подрессоренных и неподрессоренных масс, амплитуды и ускорения которых достигают значительных величин. В случаях переезда отдельных неровностей на большой скорости вертикальные ускорения достигают 20-30м/с 2 . Все это не дает возможности выдерживать оптимальные режимы на дорогах с плохим покрытием.

Существующими нормативными документами дороги в зависимости от вида и качества дорожного покрытия подразделяются на шесть категорий:

Д1 – цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;

Д2 – битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);

Д3 – щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;

Д4 – булыжник, колотый камень, грунт и мало прочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;

Д5 – грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;

Д6 – естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

При движении по дорогам с различным покрытием значительно изменяется коэффициент сопротивления качения.

Так, при движении по дороге первой категории коэффициент сопротивления качению f»0,014, а на естественном грунте (VI категория) f»0,08, т.е. возрастает в 5-6 раз. Реализуемая скорость падает в 3 раза. Среднее количество оборотов коленчатого вала двигателя на 1 км пути возрастает с » 2200 до 4822. Число торможений на 1 км возрастает с 0,24 до 0,9, а число переключений передач с 0,52 до 3,2. Это все приводит к значительному увеличению интенсивности изнашивания деталей и агрегатов автомобиля.

Читать еще:  Как устанавливается детское автокресло в автомобиле

Тип рельефа местности определяется высотой над уровнем моря и подразделяется на пять категорий:

Р1 – равнинный (свыше 200 м);

Р2– слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);

Р3 – холмистый (свыше 300 до 1000 м);

Р4 – гористый (свыше 1000 до 2000 м);

Р5 – горный (свыше 2000 м).

Условия движения характеризуются влиянием внешних факторов на режимы движения и, следовательно, на режимы работы автомобиля и его агрегатов. Так, режим работы грузовых автомобилей при интенсивном городском движении отличается от режимов работы на загородных дорогах (при одинаковом покрытии) следующим образом: скорость в первом случае на 50-52% меньше, средняя частота вращения коленчатого вала больше на 130-136%, число переключений передач больше в 3-3,5 раза, удельная работа трения тормозных механизмов в 8-8,5 раз больше, пробег при криволинейной траектории движения больше в 3-3,6 раза.

Нормативными документами выделяется три группы условий движения:

У1 – за пределами пригородной зоны;

У2 – в малых городах с числом жителей менее 100 тыс. чел.;

У3 – в больших городах с числом жителей свыше 100 тыс. чел.

Категории автомобильных дорог классифицируются по скорости и интенсивность движения, а также параметрам элементов дорог.

Совокупное влияние в реальной эксплуатации возможных сочетаний дорожных условий, условий движения и рельефа местности отражается в категории условий эксплуатации. Классификация категорий условий эксплуатации приведена в таблице 4.1.

Понятие категории эксплуатации имеет важнейшее значение в технической эксплуатации т.к. все ее нормативы так или иначе привязаны к ней, и она является основой для ресурсного корректирования нормативов. Так нормативы технического обслуживания и ремонта, приведенные в “Положении…” рассчитаны на полное или частичное сочетание следующих условий: I категория условий эксплуатации; базовые модели автомобилей; на автотранспортном предприятии выполняется техническое обслуживание и ремонт 200—300 ед. подвижного состава, составляющих три технологически совместимые группы; пробег с начала эксплуатации составляет 50—75% от пробега до капитального ремонта; подвижной состав работает в умеренном климатическом районе; оснащение АТП средствами механизации — согласно Табелю технологического оборудования.

Таблица 4.1 – Классификация условий эксплуатации

Техническое обслуживание автомобилей МАЗ

9. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Надежная работа автомобиля в значительной степени зависит от своевременного и качественного технического обслуживания.

Работы, связанные с регулировками и обслуживанием приборов системы питания двигателя, электрооборудования, АБС, а также узлов гидравлических систем, пневмоподвески, следует выполнять на станции технического обслуживания или специальной мастерской, где опытные специалисты с помощью необходимых инструментов, приборов и стендов выполнят эту работу качественно и быстро.

После проведения работ, связанных со снятием с автомобиля элементов пневматических, электрических и гидравлических систем, проверить и при необходимости устранить вредные контакты этих систем с деталями автомобиля.

Обслуживание силового агрегата (двигатель, сцепление, коробка передач) производится согласно инструкции заводов — изготовителей.

9.1. Техническое обслуживание автомобиля в гарантийный период эксплуатации

После регистрации автомобиля в органах Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) «Потребителю» необходимо поставить его на учет на ближайшей к месту эксплуатации станции технического обслуживания (СТО) и заключить с ней «Договор о техническом обслуживании и ремонте автомобильной техники «МАЗ» в гарантийный период эксплуатации».

При эксплуатации автомобиля в регионе, где отсутствует СТО, «Потребитель» сообщает (письмом, телеграммой, факсом) о наличии транспортных предприятий, имеющих государственные лицензии на выполнение технических обслуживании автомобильной техники, в «Сервисно — сбытовой центр МАЗ» («С’С’Ц МАЗ»), т.т. 244 — 92 — 83; 299 — 61 — 91; 244 — 96 — 99; факс 299 — 66 — 03.

Получив сообщение и руководствуясь информацией о размещении СТО, директор «ССЦ МАЗ» дает разрешение «Потребителю» заключить договор с предприятием, имеющим лицензию на выполнение технических обслуживании автомобильной техники. Все выполненные на автомобиле технические обслуживания должны отмечаться в сервисной книжке.

Вышеуказанное разрешение сообщается (письмом, телеграммой, факсом) «Потребителю». «ССЦ МАЗ» ведет учет выданных разрешений.

В случае приобретения автомобильной техники через дилерскую сеть РУП «МАЗ», дилерская организация определяет порядок выполнения технических обслуживании, так как она несет ответственность за гарантийные обязательства по реализованной автомобильной технике.

Читать еще:  Когда запрещена эксплуатация автомобиля

При отсутствии отметок в сервисной книжке о проведении номерных технических обслуживании претензии по гарантии заводом не принимаются и не рассматриваются.

9.2. Виды и периодичность технического обслуживания

Техническое обслуживание автомобиля по периодичности, выполняемым операциям и трудоемкости подразделяется на следующие виды:

— ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

— техническое обслуживание после обкатки (ТО — после обкатки);

— первое техническое обслуживание (ТО -1);

— второе техническое обслуживание (ТО — 2);

— сезонное техническое обслуживание (СО).

Периодичность ТО — 1 и ТО — 2 устанавливается через определенные пробеги в зависимости от условий эксплуатации и приведено в таблице 1 5.

Объем технического обслуживания после обкатки автомобилей приведен в разделе 7 «Обкатка».

Сезонное техническое обслуживание совмещается с ТО — 2 (или ТО — 1) и проводится два раза в год при подготовке автомобиля к эксплуатации в зимний и летний периоды.

Категория условий эксплуатации

Условия работы автомобилей

Периодичность технического обслужвания, км

Периодичность то подвижного состава (первая категория условий эксплуатации), км

Грузовые и автобусы на базе грузовых

Прицепы и полуприцепы

Прицепы и полуприцепы тяжеловозы

Примечания. 1.Периодичности ТО могут уточняться во второй части Положения или ОНТП по конкретному семейству подвижного состава или в заводской инструкции, сервисной книге.

2. Допустимое отклонение от нормативов периодичностей ТО составляет ± 10%.

3. Периодичность замены масел и смазок уточняют в зависимости от типов (моделей) и конструктивных особенностей агрегатов (узлов), а также марки применяемого масла (смазки).

Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации – к1•

•- после определения скорректированной периодичности ТО проверяется ее кратность между видами обслуживания с последующим округлением до целых сотен километров.

•• — при корректировании нормы пробега двигателя до КР коэффициент К1 принимают равным: 0,7 — для III категории условий эксплуатации; 0,6 – для IV категории; 0,5 – для V категории.

••• — — при корректировании нормы расхода запасных частей для двигателя коэффициент К1 принимают равным: 1,4 — для III категории условий эксплуатации; 1,65 – для IV категории; 2 – для V категории.

Категория условий эксплуатации

Категория условий эксплуатации

За пределами городской зоны (>50 км от границы города)

В малых городах (до 100 000 жителей) и в пригородной зоне

В больших городах (более

100 000 жителей)

Д1-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5;

Д5-Р1, Р2, Р3, Р4, Р5

1. Дорожные покрытия: Д1- цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика; Д2- битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом); Д3- щебень (гравий) без обработки, дегбетон; Д4- булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники; Д5- грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами, лежневое и бревенчатое покрытие; Д6- естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дорого, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

2. Тип рельефа местности: Р1 — равнинный (до 200м над уровнем моря); Р2 – слабохолмистый (200…300м); Р3 – холмистый (300…1000м); Р4 — гористый (1000…2000м); Р5 – горный (свыше 2000 м).

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

КАТЕГОРИИ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕКТИРОВАНИЯ НОРМАТИВОВ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ — К1 (*)

КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕКТИРОВАНИЯ НОРМАТИВОВ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, КЗ = КЗ‘*КЗ»

Пример корректирования нормативов технического обслуживания
и ремонта пожарных автомобилей

В гарнизоне пожарной охраны, расположенном в холодном климатическом районе, имеются на вооружении пожарные автомобили общего применения на шасси ЗИЛ-130. Население охраняемого города 200 тыс. жителей. В районе выезда дороги имеют преимущественно асфальтовые и бетонные покрытия, рельеф местности — равнинный.

Нормы пробега до капитального ремонта, периодичность ТО-2, трудоёмкость ТО-2 и текущего ремонта указанных пожарных автомобилей.

1. Дорожные условия относятся к III категории условий эксплуатации (таблица 1).

2. Нормативы технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130 для умеренного климатического района и III категории условий эксплуатации составляют:

– пробег до капитального ремонта — 170 тыс. км (Приложение 21, Приложение 19 [1]);

– периодичность ТО-2 — 7000 км (Приложение 14 [1]);

– трудоёмкость ТО-2 — 68 чел.-час;

Читать еще:  Как проверить автомобиль по базе рса

– трудоёмкость текущего ремонта на 1000 км общего пробега — 17,5 чел.-час.

3. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий (таблица 3) равен:

где: К3‘ — коэффициент, учитывающий природно-климатические условия;

К3» — коэффициент, учитывающий агрессивность окружающей среды и перевозку грузов, вызывающих интенсивную коррозию деталей (для пожарных автоцистерн, имеющих ёмкости для пенообразователя, значение коэффициента К3 принимается по таблице 3).

4. Расчётные нормативы пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130 для заданных условий составляют:

Пробег до капитального ремонта

ТКР = 170 × 0,8 × 0,9 = 122,4 тыс. км.

Трудоёмкость текущего ремонта на 1000 км пробега

Приложение 10

Условные графические обозначения оборудования на планах зданий
подразделений технической службы

Приложение 11

Примерный перечень технологических участков (постов) подразделений технической службы и оборудования для технического обслуживания и ремонта пожарной и спасательной техники

Для осуществления операций технического обслуживания, ремонта и изготовления пожарной техники в подразделениях технической службы должны быть предусмотрены производственные участки (посты) с соответствующим технологическим оборудованием.

Назначение технологических участков (постов) подразделения технической службы

Участок (пост) приёмки и выдачи — предназначен для выполнения внешнего осмотра пожарного автомобиля и проверки его комплектации, оформления документации.

Участок (пост) уборочно-моечных работ — предназначен для уборки кабины, салона и отсеков пожарного автомобиля, мойки автомобиля снизу и сверху. Участок должен быть обеспечен водоочистительными сооружения ми.

Участок (пост) диагностики — предназначен для определения технического состояния элементов пожарного автомобиля без разборки.

Участок технического обслуживания пожарной техники — предназначен для проведения профилактического комплекса работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей пожарного автомобиля.

Участок ремонта — предназначен для выполнения комплекса работ по ремонту узлов и агрегатов пожарного автомобиля, неисправность которых нельзя устранить регулировочными операциями.

Агрегатный (агрегатно-механический) участок — предназначен для выполнения разборочно-сборочных, моечных, ремонтно-восстановительных и контрольных работ по двигателю, коробке передач, коробке отбора мощности, рулевому управлению, передним и задним мостам, пожарному насосу и другим агрегатам, узлам и деталям, снятым с автомобиля, а также слесарно-механических работ с использованием токарно-винторезных, сверлильных и других станков.

Электротехнический (электроремонтный) участок — предназначен для проверки агрегатов и приборов электрооборудования, неисправность которых не могла быть устранена на участке (посту) ремонта, испытания их на специальных установках.

Участок изготовления техники — предназначен для изготовления техники, не выпускаемой промышленностью.

Участок (пост) окраски — предназначен для окраски деталей, агрегатов, автомобиля, нанесения антикоррозионного покрытия.

Участок кузовных работ — предназначен для замены отдельных деталей кузова, а также проведения жестяницких, сварочных, медницких и кузнечно-рессорных работ, изготовления необходимых для замены деталей кузова.

Пост смазки — предназначен для смены масла в двигателе и агрегатах, смазки сочленений карданных валов, ходовой части, механизмов управления, точек кузова. Смазочные работы можно осуществлять на участках проведения ремонта и технического обслуживания техники.

Контрольно-комплектовочный участок (пост) — предназначен для контроля комплектующих деталей и материалов, а также для комплектования изделий, предназначенных для сборки.

Обойно-столярный участок — предназначен для ремонта сидений и спинок, деревянной арматуры дверей кабины, также изготовления утепли тельных чехлов и т. д.

Шиномонтажный участок (пост) — предназначен для демонтажа и монтажа шин, ремонта камер, замены дисков, камер и покрышек, балансировки колес.

Участок (пост) обслуживания аккумуляторов — предназначен для производства подзаряда, заряда и ремонта аккумуляторных батарей, а также приготовления дистиллированной воды и электролита.

Участок (пост) обслуживания топливной аппаратуры — предназначен для обслуживания и устранения дефектов топливной аппаратуры карбюраторных и дизельных двигателей, а также ее испытаний после ремонта.

Участок испытаний двигателей и агрегатов — предназначен для проведения обкатки двигателей и агрегатов после ремонта.

Склад запасных частей — предназначен для хранения запасных частей, оборотных агрегатов, материалов и инструмента.

Мастерская по ремонту радиоаппаратуры — предназначена для профилактики и ремонта радиоаппаратуры, используемой в подразделениях ГПС.

Участок испытаний контрольно-измерительных приборов — предназначен для поверки, испытаний и ремонта контрольно-измерительных приборов.

Примечание. При использовании типового проекта 164-35 подразделения технической службы распределение постов и участков — согласно экспликации помещений производственного корпуса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector